Колесо - вращающийся и передающий нагрузку элемент, расположенный между шиной и ступицей автомобиля.
Обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск - часть колеса, соединяющая ступицу с ободом.
Вылет колеса (ET, e, offset) - расстояние (в мм) от привалочной плоскости крепления диска к ступице до плоскости симметрии обода.
Колесо с нулевым вылетом диска - привалочная плоскость диска совпадает с плоскостью симметрии обода.
Колесо с положительным вылетом диска - вылет диска наружу, плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице в сторону продольной оси автомобиля.
Колесо с отрицательным вылетом диска - вылет диска внутрь, плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице в сторону от продольной оси автомобиля.
Бортовая закраина обода - часть обода, образующая боковой упор для шины.
Посадочная полка обода - часть обода, предназначенная для установки основания борта шины.
Ручей обода - часть обода, расположенная между посадочными полками, имеющая углубление для монтажа и демонтажа шины.
Центральная часть диска - часть диска, примыкающая к привалочной плоскости ступицы, содержащая отверстия для крепления.
Вентиляционные отверстия - отверстия, расположенные в периферийной части диска, служащие для облегчения конструкции и вентиляции тормозного механизма.
Спица - участок периферийной части диска, расположенный между соседними вентиляционными отверстиями.
Посадочный диаметр под шину измеряется в дюймах, устанавливается ГОСТом (типичные размеры: 14, 15, 16 и т. д.).
Посадочная ширина обода под шину также измеряется в дюймах и должна соответствовать ширине шины.
P.C.D - диаметр (в мм) окружности центров крепежных отверстий и ступиц. Количество крепежных отверстий может быть 3, 4, 5, 6.
Крепление колеса к ступице осуществляется болтами, имеющими два основных стандартных варианта прижимной части: коническую (конус прижимной части равен 60°) и сферическую (сфера прижимной части). Наиболее распространенные диаметры резьбы - 12 и 14 мм.
Центрирование колеса - обеспечение совпадения оси его вращения с осями вращения ступицы автомобиля или фланца балансировочного стенда. Способ центрирования колеса закладывается при конструировании автомобиля.
Наилучший вариант центрирования обеспечивают отверстие в центральной части колеса и соответствующий ему по диаметру (с минимальным зазором) выступ на ступице. В этом случае, как правило, для крепления применяются болты.
Хорошее центрование достигается при использовании гаек, накручиваемых на шпильки ступицы или фланца полуоси. В этом случае выступ на ступице может отсутствовать.
Самый неблагоприятный вариант - центрирование только одними болтами. Подобная ситуация может возникнуть, если диаметр центровочного отверстия у колеса больше, чем выступ ступицы.
Ранее вы смотрели